Динамика научно-технического развития в сфере информационных технологий остается высокой. А ожидания потребителей от новых продуктов и сервисов способствуют дальнейшему расширению рынков. При этом комбинации разнообразных программных и аппаратных технологий открывают новые возможности и способствуют активному появлению специализированных решений, которые при этом обладают исключительно высоким научным и рыночным потенциалом. Задачи реинжиниринга бизнес-процессов и вовлеченных в них объектов становятся ещё более сложными и большими по охвату. Ранее речь шла об автоматизации в контуре отдельного экономического субъекта. Сегодня активно развиваются системы, автоматизирующие работу и взаимодействие нескольких рыночных агентов в отдельном сегменте отрасли или нескольких групп пользователей в отдельном секторе социальной сферы. Так называемые «платформенные решения» массово и кардинальным образом трансформируют ряд специфичных бизнес-процессов и существенно оптимизируют трансакции своих клиентов. Встраивая ИТ нового уровня (машинное обучения, дополненная реальность, распределенные реестры, промышленный интернет, аддитивные технологии и др.) цифровые платформы активно развиваются и интегрируются по отдельным направлениям формируя целые экосистемы. Именно обнаружив в мировой экономике переход к логике платформенных решений и к сетевым принципам ведения бизнеса, экспертное сообщество стало говорить о глобальной смене экономического уклада. Обозначено начало перехода к новому типу промышленного производства, к новому типу предоставления услуг, к новому типу экономических отношений и к новому типу государственного и общественного регулирования – это переход к цифровой экономике.
На этапе автоматизации наращивалась внутрикорпоративная эффективность и обеспечивалось управление процессами, объектами и событиями внутри контура. На этапе цифровой трансформации ситуация кардинальным образом меняется из-за того, что управление процессами, объектами и событиями расширяется до межкорпоративного. Что позволяет существенно наращивать эффективность в отраслевом контуре. При этом требуется ещё более глубокий и системный реинжиниринг с оптимизацией бизнес-процессов между несколькими участниками. Но реинжиниринг уже не в целях отдельного экономического субъекта или ведомства, а в интересах отдельной индустрии или отдельного сектора социальной сферы.
Если рассматривать развитие информационных технологий с точки зрения перехода от автоматизации к цифровой трансформации, то стоит отдельно выделить промежуточный этап «цифровизации». Он связан прежде всего с осознанием востребованности цифровых проектов и масштабным началом «перевода в цифру» множества материальных и нематериальных объектов. Накапливание больших данных, парадигма цифровых двойников, миграция в облачные хранилища, развитая бизнес-аналитика, оцифровка бумажных документов, электронные СМИ, рост пользователей социальных сетей – всё это стало важным на определенном этапе и постепенно обрело вполне понятные цели и способы монетизации. Цифровизация позволила накопить необходимый объем данных для дальнейшего переосмысления трендов развития информационных технологий. Удалось протестировать некоторые из ИТ-решений и сформировать запрос на экосистемные изменения в рамках развертывания цифровой экономики. Именно этап цифровизации, хоть его и нельзя назвать длительным, был важным и обозначил необходимость комплексного, системного и гибкого подхода к проектированию и созданию цифровых продуктов и сервисов. Это период, когда крупнейшие технологические компании вошли в топ по рыночной капитализации и вытеснили прежних лидеров. Именно в этот период правительства стран, которые являются лидерами мировой экономики, запустили свои программы цифровой трансформации.
// рисунок 2
Цифровая трансформация характеризуется появлением цифровых платформ в экономике и появлением платформенных решений в социальной сфере и в сфере государственного управления. За счет особого высокого класса автоматизированных информационных систем управления резко снижаются трансакционные издержки. Трансформируемый сегмент индустрии или сектор социальной сферы при этом массово выходит на новое качество взаимодействия и стимулирует появление новых продуктов, встраиваемых в новые процессы.
Цифровая экономика – это новый этап развития мировой экономики, при котором технологические изменения оптимизируют целые индустрии и социальные сферы. Экономические субъекты получают качественно другие возможности и перспективы развития. Государство при грамотном использовании технологического стека и инструментов регулирования получает существенный экономический и социальный эффект. Отдельные примеры можно уже наблюдать на практике.
«Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
// Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
При всем активном стратегическом и оперативном планировании цифровой трансформации, как на уровне государства, так и на уровне отдельных бизнесов, остается нерешенным важный вопрос. Проблема формирования и развития адекватного понятийного аппарата в этой сфере несколько осложняет как общее понимание цифровой трансформации, так и реализацию отдельных направлений. В нормативно-правовых актах постепенно появляются те или иные термины, но их недостаточная проработка и слабое встраивание в целостный понятийный аппарат приводит к негативным вещам. На предыдущих этапах автоматизации и цифровизации это имело меньшее значение. Поскольку термины понимались и воплощались на практике внутри замкнутого контура отдельного экономического субъекта, т.е. внутри отдельной корпоративной культуры. Цифровая трансформация означает экосистемные изменения. И в них задействовано множество стейкхолдеров, которые должны, что называется, «говорить на одном языке». И разночтения в базовых понятиях уже становятся критичными для принятия совместных и взаимовыгодных решений.
Роль государства в развитии цифровой экономики
«В процессе цифровой трансформации происходит строительство новой экосистемы ИТ-государства «рядом» с существующими системами государственной автоматизации на основе новых принципов и технологий, дающих на новых принципах и технологиях, дающих государственному управлению качественно новые возможности. Новая экосистема постепенно заменяет собой функции и сервисы существующих систем, во время этого «переходного периода» «старые» и «новая» системы сосуществуют параллельно, а сервисы «старых» систем постепенно (с соответствующим изменением их функциональности) переносятся на новую Платформу.»
// «Государство как платформа», ЦСР, Москва, 2018
Масштаб и проблемы развития цифровой экономики требуют прямого участия государства. Так или иначе возникают ситуации, которые невозможно урегулировать без привлечения государственных органов. Влияние платформенных решений на отдельные сегменты индустрий и на ряд секторов социальной сферы значителен. Поэтому чем раньше государство начнет выстраивать систему управления, которая адекватна вызовам цифровой трансформации, тем меньше неблагоприятных событий будет иметь место и требовать «ручного» вмешательства. Следует учитывать, что высокотехнологичный бизнес становится зачастую обладателем настолько больших и ценных объемов данных и технологий в своем целевом сегменте, что у государственных органов возникают элементарные проблемы с удерживанием объективного контроля над таким сегмента. Мировые компании, которые являются технологическими лидерами чрезвычайно быстро наращиваю свою капитализацию рыночную силу. И это только осложняет задачу государственного регулирования индустрий в цифровой экономике. Каждая из стран, которая сталкивается с ней вынуждена как-то решать в оперативном режиме. Но уже не вызывает сомнений, что вопросы и проблемы становятся сложней, системней, сжаты во времени и требуют особого нового подхода со стороны государственных органов. Соответственно цифровая трансформация бизнеса вынуждает осуществлять цифровую трансформацию государственного управления.
«Цифровая трансформация государства является частью реформы государственного управления. Любая реформа — это всегда сложный общественный вызов, который в данном случае требует договоренностей и баланса между тремя ключевыми стейкхолдерами: гражданским обществом, государством и бизнесом, — а также внешней средой и ее особенностями. Чтобы принять и ответить на этот вызов, нужно понимать, что цифровая трансформация делается людьми и для людей, ее успех зависит в первую очередь от того, насколько хорошо поняты и продуманы будут потребности и нужды граждан и насколько подготовленными и хорошо организованными будут команды, занимающиеся трансформацией. Понимание потребностей граждан — это не такая простая и очевидная задача, как кажется, особенно в условиях уже давно сложившейся государственной системы, в которой этому вопросу не уделялось достаточного внимания. Если в новых условиях показателем качества работы государственного аппарата станет максимальная удовлетворенность граждан, то этот поворот в отношениях между гражданами и чиновниками приведет к необходимости полностью менять принципы работы государственного аппарата, прорабатывать новые компетенции государственных служащих. Необходимо будет создать гибкую, адаптивную, высокотехнологичную систему управления, основанную на данных, оптимизировать структуру государственного аппарата, процессы взаимодействия с потребителями государственных услуг и рутинные вспомогательные процессы.»
// «Государство как платформа: люди и технологии», РАНХиГС, 2019
// рисунок 3
Подготовка программы развития цифровой экономики была поручена правительству Президентом РФ Владимиром Путиным 1 декабря 2016 года в послании Федеральному Собранию Российской Федерации. На Петербургском международном экономическом форуме с 1 по 3 июня 2017 года впервые активно обсуждалась цифровая экономика и связанные с ней темы глобального и локального развития не только в экономическом плане, но и в социальном, политическом, международном.
28 июля 2017 года программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена Правительством РФ (распоряжение №1632-р). Сформированные рабочие группы и центры компетенций приступили к проработке отдельных задач, которые были обозначены в планах мероприятий данной программы. Однако детализация и активное взаимодействие с широким кругом экспертов, вовлечение бизнеса и разных уровней власти обозначили определенный круг трудноразрешимых вопросов. Правительственная программа претерпела существенные изменения уже в 2018 году. Произошло это после подписания Президентом РФ Указа от 7 мая 2019 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
// рисунок 5
Развитие цифровой экономики в России было выведено на национальный уровень и закреплено в соответствующей национальной программе. При этом важно отметить, что новая национальная программа «Цифровая экономика РФ» вошла в число 12-ти национальных проектов и программ. Они были разработаны и утверждены во исполнение Указа Президента РФ от 078.05.2018г. №204. В целом национальные проекты определили верхний уровень стратегии развития России на период до 2024 года. Они призваны учесть как крупные отраслевые направления, так и разделение на федеральный и региональный уровни.
// рисунок 4
Задача перейти к государственному управлению, основанному на данных. Это ситуация, когда появляется новая культура и новое качество принятия решений. Что бы выстроить такое государственное управление необходимо получать данные. Создание и реализация суперсервисов может обеспечить значительных объем данных хорошего качества, в том числе о востребованности услуг, количестве получателей тех или иных услуг. Вероятно, здесь удастся реализовать какие-то механизмы стимулирования граждан к некоторым действиям. Но есть ещё экономика, в которой происходит важное развитие, связанное с появлением цифровых платформ. Они меняют экономические и социальные взаимоотношения, резко повышая эффективность деятельности. Для государства они становятся поставщиками данных о реальной ситуации в отраслях, о реальной реакции потребительского спроса, о реакции рынков на действия государства.
Эпоха цифровых платформ и данных, которые доступны, во многом начинает приводить к тому, что многие поведенческие вещи становятся частично прогнозируемы. Но здесь есть риск. Один из больших вопросов, связан с этическими проблемами. Сколько государство может знать о своих гражданах, какое поведение этично предсказывать, а какое – нет. Какое поведение можно стимулировать, а какое – нет. И стоит ли это делать. Госслужащим придется принимать подобные решения, связанные с этикой. И чем дальше, тем больше их придется принимать. Причем это будет не только и не столько на высоком уровне федеральных органов власти, но на региональном и муниципальном уровнях. В ближайшие два-три года некоторые из государственных служащих столкнуться с этической дилеммой при принятии решений связанной с цифровыми технологиями.
Сейчас проблема состоит в том, что людей обладающих полным набором компетенций на рынке нет. В госслужбе нет также. У каждого из участников команды цифровой трансформации может оказаться одна или две сильных стороны, которые могут пригодиться. И их необходимо развивать – ставить надо на сильные стороны.
В связи с развитием цифровой экономики и утверждением соответствующей национальной программы особо остро встала проблема подготовки кадров. Высокий уровень компетенций необходим для ускоренного развития и роста отраслей экономики и секторов социальной сферы. Высококвалифицированные подготовленные кадры нужны не только в бизнесе, но в государственном управлении. Цифровая трансформация требует профессионализма в производстве и предоставлении цифровых продуктов и сервисов. Но она требует и грамотного регулирования новых экспоненциально растущих рынков, выстраивания объективного и справедливого контроля, сбалансированного предоставления государственных услуг, нового комплексного подхода в управлении безопасностью и рисками и т.п.
Ключевая задача – подготовка руководителей цифровой трансформации из числа государственных служащих. Это необходимо для усиления формальных и функциональных подразделений, которые должны будут реализовывать национальную программу «Цифровая экономика РФ» на всех уровнях. Причем принципиальной является необходимость увязать федеральные проекты с региональными и муниципальным. Прежде всего, чтобы избежать разногласий, противоречий и задвоения расходов из бюджетной системы РФ.
// рисунок 7
«Принципиально новый подход к взаимодействию государства и граждан выдвигает и совершенно новые требования к команде, которая должна будет воплощать в жизнь этот подход. В настоящем докладе предлагается концепция создания новой команды цифровой трансформации, включающая в себя все стороны деятельности: роли, компетенции, методы взаимодействия в команде, систему мотивации участников команды, решение кадровых вопросов, обучение.
Цифровая команда— это команда, построенная на ролевой модели управления проектами, при которой выделяются несколько основных ролей участников команды, каждый со своей квалификацией, компетенциями, зоной ответственности и т. д.: например, архитектор, разработчик, юрист, специалист по работе с внешними организациями.
CDTO (Chief Digital Transformation Officer) — Руководитель по цифровой трансформации — Проводник единой политики цифрового развития.»
// «Государство как платформа: люди и технологии», РАНХиГС, 2019
Цифровая трансформация государственного управления – это крайне актуальная задача для перехода к новой высокоэффективной цифровой экономике. Её решение безусловно опирается на достижения в сфере информационных технологий. Но принципиальным является особый уровень подготовки государственных служащих, в задачу которых входит достижение поставленных стратегических целей и национальных задач на период до 2024 года.